e5b64249

Кундера Милан - Творцы И Пауки



Милан Кундера
Творцы и пауки
Из книги "Преданные заветы"
1
"Я думаю". Ницше сомневается в этом утверждении, продиктованном
грамматической условностью, требующей, чтобы каждому сказуемому
соответствовало подлежащее. На самом деле, говорит он, "мысль приходит когда
ей вздумается, так что утверждать, будто подлежащее "я" определяет сказуемое
"думаю", значит извращать факты". Мысль является к философу "извне, свыше или
снизу, как ей предназначено ходом событий или молниеносным озарением". Она
приходит быстрым шагом. Ибо Ницше любит "мышление дерзкое и буйное, бегущее
presto, и насмехается над учеными мужами, которые мнят мышление "занятием
неспешным, спотыкливым, чем-то вроде барщины, заставляющей их изрядно
попотеть, но отнюдь не тем легким, божественным делом, что сродни танцу и
брызжущему через край ликованию".
Согласно Ницше, "философу не пристало посредством ложных диалектических
построений фальсифицировать вещи и мысли, к которым он пришел совсем иным
путем "..." Негоже ни скрывать, ни извращать подлинную обстановку появления
наших мыслей. Самые глубокие и неисчерпаемые книги всегда отмечены
афористичным и непредсказуемым духом "Мыслей" Паскаля".
"Не извращать подлинную причину появления наших мыслей" - я нахожу это
требование восхитительным и замечаю, что во всех сочинениях самого Ницше,
начиная с "Утренней зари", каждая глава написана словно единый абзац, так,
чтобы мысль выражалась на едином дыхании, чтобы она запечатлелась в том виде,
в каком примчалась к философу, - стремительная и приплясывающая.
2
Желание Ницше сохранить "подлинную обстановку", в которой приходят к нему
мысли, неотделимо от другого требования, восхищающего меня не меньше первого:
противиться искушению привести свои мысли в систему. Философские системы
"представляются нынче жалкими и путаными, если только можно говорить об их
представительности". Выпад Ницше метит как в неизбежный догматизм
систематизирующей мысли, так и в ее форму: "комедия приверженцев системы -
стремясь заполнить свою систему и округлить замыкающий ее горизонт, они
волей-неволей выставляют напоказ ее слабые стороны тем же манером, что и
сильные".
Курсив последних слов принадлежит мне самому: любой философский трактат,
излагающий некую систему, неизбежно имеет слабые места; и не потому, что у
философа не хватает таланта, а потому, что этого требует сама форма трактата;
ибо, прежде чем добраться до новаторских заключений, философу приходится
объяснять, что говорят по данному вопросу другие, опровергать их положения,
предлагать иные решения, выбирать наилучшее из них, приводить аргументы в его
пользу, как неожиданные, так и сами собой разумеющиеся, и так далее, в силу
чего читателю не терпится поскорее перелистнуть все эти страницы, чтобы дойти
наконец до сути дела, до оригинальной мысли философа.
Гегель в своей "Эстетике" одаривает нас новым, возвышенно синтетическим
образом искусства; мы заворожены пронзительностью его орлиного взора; но в
самом тексте нет ничего завораживающего, он не позволяет нам увидеть мысль в
том очаровательном обличье, в каком она примчалась к философу. "Стремясь
заполнить свою систему", Гегель выписывает каждую ее деталь, клеточку за
клеточкой, сантиметр за сантиметром, так что его "Эстетика" выглядит
произведением, над которым совместно трудились один-единственный орел и сотни
доблестных пауков, заткавших своими сетями все закоулки этой книги.
3
Для Андре Бретона ("Манифест сюрреализма") роман - это "низший жанр"; е



Содержание раздела